Главная » Статьи » Литературоведенье » Это интересно

ЗАРУБКИ НА СЕРДЦЕ, АЛМАЗНЫЙ ЯЗЫК, РОДНИК В МЕЛКОЛЕСЬЕ, ЯЗЫК И ПРИРОДА, ГРУДЫ ЦВЕТОВ И ТРАВ.
ЗАРУБКИ НА СЕРДЦЕ



   О память сердца, ты сильней
   Рассудка памяти печальной.
   Батюшков

   Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом  и  долго  ли  они
собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются,  когда  им
отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.
   Сказанное выше не относится, конечно, к  изучению  материала  научного  и
познавательного, необходимого писателю для той или  иной  книги.  Речь  идет
только о наблюдениях живой жизни.
   Жизненный материал -  все  то,  что  Достоевский  называл  "подробностями
текущей жизни", - не изучают.
   Просто  писатели  живут,  если  можно  так   выразиться,   внутри   этого
материала-живут, страдают, думают, радуются, участвуют  в  больших  и  малых
событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце  свои
заметы и свои зарубки.
   Необходимо, чтобы у читателей (а кстати,  и  у  иных  молодых  писателей)
исчезло  представление  о  писателе  как  о  человеке,  бродящем  повсюду  с
неизменной записной книжкой в руках, как о профессиональном "записывателе" и
соглядатае жизни.
   Тот, кто будет заставлять  себя  накапливать  наблюдения  и  носиться  со
своими записями ("как бы чего не  забыть"),  конечно,  наберет  без  разбору
груды наблюдений, но они будут мертвыми. Иначе говоря, если  эти  наблюдения
перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти всегда они  будут
терять свою выразительность и выглядеть чужеродными кусками.
   Никогда нельзя думать, что вот  этот  куст  рябины  или  вот  этот  седой
барабанщик в оркестре понадобятся мне когда-нибудь для рассказа и  потому  я
должен особенно  пристально,  даже  несколько  искусственно,  их  наблюдать.
Наблюдать, так сказать, "по долгу службы", из чисто деловых побуждений.
   Никогда не следует насильственно втискивать  в  прозу  хотя  бы  и  очень
удачные наблюдения. Когда понадобится, они сами войдут в  нее  и  станут  на
место. Писатель часто бывает удивлен, когда  какой-нибудь  давно  и  начисто
позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруг расцветают в его  памяти
именно тогда, когда они бывают необходимы для работы.
   Одна из основ писательства - хорошая память.
   Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о  том,  как  был
написан мною рассказ "Телеграмма".


   Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного  в
свое время гравера  Пожалостина.  Там  одиноко  доживала  свой  век  дряхлая
ласковая старушка - дочь Пожалостина, Катерина
   Ивановна. Единственная ее дочь Настя жила в Ленинграде и совсем  позабыла
о матери - она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги.
   Я занял одну комнату в гулком, большом доме  с  почернелыми  бревенчатыми
стенами. Старушка жила на другой половине. К ней надо было  проходить  через
пустые сени и несколько комнат со скрипучими, пыльными половицами.
   Кроме старушки и меня, в доме больше никто  не  жил.  Дом  этот  считался
мемориальным.
   Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру  большой  и  такой  же
запущенный, как и дом, сырой и озябший сад.
   Я приехал работать и первое время писал  у  себя  в  комнате  с  утра  до
темноты.  Темнело  рано.  В  пять  часов  надо  было  уже  зажигать   старую
керосиновую лампу с абажуром в виде тюльпана из матового стекла.
   Но потом я перенес  работу  на  вечер.  Было  жаль  просиживать  немногие
дневные часы в комнате, когда я мог в это время бродить по  лесам  и  лугам,
уже готовым к приходу зимы.
   Я бродил подолгу и видел  много  примет  осени.  По  утрам  в  лужах  под
стеклянной коркой льда были видны пузыри  воздуха.  Иногда  в  таком  пузыре
лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный  лист  осины  или
березы. Мне нравилось  разбивать  лед,  доставать  эти  замерзшие  листья  и
приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая  куча  таких
листьев. Они отогрелись, и от них тянуло запахом спирта.
   Лучше всего  было  в  лесах.  По  лугам  дул  ветер,  а  в  лесах  стояла
похрустывающая ледком сумрачная тишина. Может быть, в  лесах  было  особенно
тихо от темных облаков. Они так низко нависали над землей, что  кроны  сосен
закутывались подчас туманом.
   Иногда я ходил удить рыбу на протоки Оки.  Там  в  зарослях  от  терпкого
запаха ивовых листьев как будто сводило кожу на лице. Вода  была  черная,  с
глухим зеленоватым отливом. Рыба брала по осени редко и осторожно.
   А потом полили дожди, растрепали сад, прибили к земле почернелую траву. В
воздухе запахло водянистым снегом.
   Много было примет осени, но я не старался  запоминать  их.  Одно  я  знал
твердо - что  никогда  не  забуду  этой  осенней  горечи,  чудесным  образом
соединенной с легкостью на душе и простыми мыслями.
   Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле  мокрые,  обтрепанные  подолы,
чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами
по себе, ложились на бумагу слова.
   Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызывала.
А все, что называется материалом,  -люди,  события,  отдельные  частности  и
подробности, -это, как я знал по опыту, надежно спрятано до поры до  времени
где-то внутри этого ощущения осени. И как только я вернусь к этому  ощущению
в каком-нибудь рассказе, то все это тотчас появится в памяти и  перейдет  на
бумагу.
   Я не изучал тот старый дом, где жил, как материал для рассказа. Я  просто
полюбил его за угрюмость и тишину, за бестолковый стук  ходиков,  постоянный
запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах (их осталось  очень
мало, так как почти все гравюры у Катерины Ивановны забрал областной музей):
"Автопортрет" Брюллова, "Несение креста", "Птицелов" Перова и портрет Полины
Виардо.
   Стекла в окнах  были  старенькие  и  кривые.  Они  переливались  радужным
блеском, и язычок свечи отражался в них почему-то два раза.
   Все вещи - диваны, столы и стулья -  были  сделаны  из  светлого  дерева,
блестели от времени и пахли кипарисом, как иконы.
   В доме было много смешных вещей: медные ночники в виде факелов,  замки  с
секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью  на
этикетках "Париж", запыленный букетик камелий, сделанный из воска (он  висел
на  огромном  заржавленном  костыле),  круглая  щеточка,  чтобы  стирать   с
ломберного стола записанные мелком карточные взятки.
   Было три толстых календаря - за 1848, 1850 и 1852  годы.  Там  в  списках
придворных дам я нашел Наталью Николаевну Ланскую - жену Пушкина и Елизавету
Ксаверьевну Воронцову - женщину, связанную с Пушкиным любовью.  И  почему-то
мне стало грустно от этого. До сих пор не  понимаю  -  почему?  Может  быть,
оттого, что в доме было мертвенно тихо. Далеко на  Оке,  около  Кузьминского
шлюза, кричал пароход, и неотступно вспоминались стихи:

   Ненастный день потух. Ненастной ночи мгла
   По небу стелется одеждою свинцовой.
   Как привидение, за рощею сосновой
   Луна туманная взошла.

   По вечерам я приходил к Катерине Ивановне пить чай.
   Она сама уже плохо видела, и к ней прибегала раза  два-три  за  день  для
всяких мелких хозяйственных поделок соседская девочка  Нюрка,  по  характеру
своему угрюмая и всем недовольная.
   Нюрка ставила самовар  и  пила  с  нами  чай,  громко  высасывая  его  из
блюдечка. На все тихие речи Катерины Ивановны Нюрка отзывалась только одними
словами:
   - Ну вот еще! Чего выдумали!
   Я ее стыдил, но она и мне говорила:
   - Ну вот еще! Будто я ничего не понимаю, будто я совсем серая!
   Но на деле Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну. И вовсе
не за то, что иногда Катерина Ивановна дарила ей то старую бархатную шляпу с
чучелом птицы колибри,  то  стеклярусовую  наколку  или  желтое  от  времени
кружевце.
   Катерина Ивановна жила когда-то с отцом в Париже, знала  Тургенева,  была
на похоронах Виктора Гюго. Она рассказывала мне об этом, а Нюрка говорила:
   - Ну вот еще! Чего выдумали! Но Нюрка долго  не  засиживалась  и  уходила
домой укладывать спать "своих младшеньких".
   Катерина  Ивановна  никогда  не  выпускала  из  рук  старенькую  атласную
сумочку. Там у нее хранились все ее богатства: письма Насти, скудные деньги,
паспорт, фотография той же Насти - красивой женщины  с  тонкими  изломанными
бровями и затуманенным взглядом - и пожелтевшая  фотография  самой  Катерины
Ивановны, когда она была еще девушкой, - воплощение нежности и чистоты.
   Катерина  Ивановна  никогда  ни  на  что  не  жаловалась,  кроме  как  на
старческую слабость. Но я знал от соседей и от бестолкового доброго  старика
Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Катерины Ивановны -  не
жизнь, а одно горе горькое. Настя вот уже четвертый год  как  не  приезжает,
забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Неровен час,  так
и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы
"очаровательной красоты" (так говорила о них Катерина Ивановна).
   Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то  бывало  с  перерывами.
Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов - никому не известно.
   Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить ее в сад, - в нем  она
не была с ранней весны, все не пускала слабость.
   - Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со
старой. Хочется  мне  напоследок  посмотреть  сад.  В  нем  я  еще  девушкой
зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама.
   Она одевалась очень долго. Надела старый теплый салопчик,  теплый  платок
и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
   Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и
шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над  лесом
висел серп месяца.
   Катерина Ивановна остановилась около обветренной  липы,  оперлась  о  нее
рукой и заплакала.
   Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала  она,  как  очень  старые
люди, не стыдясь своих слез.
   - Не дай вам бог, родной мой, -  сказала  она  мне,  -  дожить  до  такой
одинокой старости! Не дай вам бог!
   Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив,  если  бы  у
меня была такая мать!
   Вечером Катерина Ивановна дала мне почитать  связку  желтых  от  старости
писем, оставшихся от отца.
   Там были письма художника Крамского и гравера  Иордана  из  Рима.  Иордан
писал о своей дружбе со знаменитым  датским  скульптором  Торвальдсеном,  об
удивительных мраморных статуях Латерана.
   Я читал эти письма, как всегда, ночью. Ветер проносился за стеной,  шумел
в мокрых голых кустах, и лампа потрескивала, как бы  разговаривая  от  скуки
сама с собой. Почему-то странно и хорошо было  читать  эти  письма  из  Рима
именно здесь, в ненастную  ночь,  слушая,  как  колхозный  сторож  стучит  у
околицы в колотушку.
   Тогда я заинтересовался Торвальдсеном, достал потом  в  Москве  все,  что
можно было прочесть о нем, узнал о  его  дружбе  со  сказочником  Христианом
Андерсеном и  несколько  лет  спустя  написал  об  Андерсене  рассказ.  Этим
рассказом я тоже был обязан старому деревенскому дому.
   А еще через несколько дней Катерина Ивановна слегла и уже не вставала.  У
нее ничего не болело. Жаловалась она только на усталость.
   Я послал телеграмму  Насте  в  Ленинград.  Нюрка  перебралась  в  комнату
Катерины Ивановны, чтобы на всякий случай быть ближе.
   Однажды  ночью  Нюрка  сильно  застучала  ко  мне  в  стенку  и  крикнула
испуганным голосом:
   - Идите! Бабка помирает!
   Катерина Ивановна лежала без сознания и только  чуть  заметно  дышала.  Я
попробовал пульс - он не бился, а тихо дрожал, тоненький, как паутина.
   Я оделся, зажег фонарь и пошел в сельскую больницу за доктором.  Больница
была далеко в лесу. Черный ветер нес с порубки запах  опилок.  Была  поздняя
ночь, даже не лаяли собаки.
   Врач  впрыснул  Катерине  Ивановне  камфору,  повздыхал  и  ушел,  сказав
напоследок, что это агония,  но  длиться  она  будет  долго,  потому  что  у
Катерины Ивановны хорошее сердце.
   Умерла Катерина Ивановна к утру. Мне пришлось закрыть ей глаза. Я, должно
быть, никогда не забуду, как я  осторожно  прижал  ее  полузакрытые  веки  и
неожиданно из-под них скатилась тусклая слеза.
   Нюрка, задыхаясь от плача, дала мне помятый конверт и сказала:
   - Тут Катерина Ивановна велела, в чем ее хоронить.
   Я вскрыл конверт, прочел несколько слов, написанных  дрожащей  старческой
рукой, - приказ о том, что на нее надеть после смерти,  -  и  отдал  записку
женщинам, что пришли утром прибрать Катерину Ивановну в последний ее путь.
   Потом я пошел на кладбище выбрать место для  могилы,  а  когда  вернулся,
Катерина  Ивановна  уже  лежала  прибранная  на  столе,  и  я   остановился,
пораженный.
   Она лежала тоненькая, как девушка, в старинном бальном платье золотистого
цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обернут вокруг  ее  ног.  Из-под  него
были видны маленькие черные замшевые туфли. На руках, державших свечу,  были
туго натянуты до локтя белые лайковые перчатки. Букет из шелковых  алых  роз
был приколот к ее корсажу.
   Лицо  было  закрыто  фатой,  и  если  бы  не  сухие,  сморщенные   локти,
видневшиеся между рукавом и краем белых перчаток, то можно было бы подумать,
что это лежит молодая и стройная женщина.
   Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон.


   Все рассказанное выше - это и есть тот писательский  житейский  материал,
из которого рождается проза.
   Характерно, что все обстоятельства,  все  подробности,  самая  обстановка
деревенского дома и осени - все это было в полном соответствии с  состоянием
Катерины Ивановны, с той тяжелой душевной драмой,  какую  она  переживала  в
последние свои дни.
   Но, конечно, далеко  не  все  увиденное  и  передуманное  тогда  вошло  в
"Телеграмму". Многое осталось за рамками  рассказа,  как  это  и  происходит
постоянно.
   Сплошь  и  рядом  для  небольшого  рассказа  нужно,  как   говорится   на
писательском языке, "поднять" большой материал, чтобы выбрать из него  самое
ценное.
   Мне пришлось наблюдать работу хороших  актеров,  игравших  второстепенные
роли. У героя, которого играл такой  актер,  было  всего  две-три  фразы  на
протяжении всей пьесы, но актер придирчиво расспрашивал автора не  только  о
характере и внешности этого человека, но и об его биографии, о той среде, из
которой он вышел.
   Это точное знание нужно было  актеру,  чтобы  правильно  произнести  свои
две-три фразы.
   То же самое происходит  и  с  писателями.  Запас  материала  должен  быть
гораздо больший, чем то количество его, которое понадобится для рассказа.


   Я рассказал о "Телеграмме". Но у каждого рассказа  своя  история  и  свой
материал.
   Однажды зимой я жил в Ялте. Когда я открывал  окна,  в  комнату  залетали
сухие дубовые листья. Они ползали от ветра  по  полу  и  шуршали.  Это  были
листья не вековых дубов, а того низкорослого кустарникового  дубняка,  каким
зарастают склоны крымской яйлы.
   По ночам холодный ветер дул с гор,  присыпанных  снегом.  Снег  магически
сверкал в свете шевелящихся звезд.
   Поэт Асеев, живший рядом, писал стихи о героической Испании (это было  во
время испанских событий), о "древнем небе Барселоны".
   Поэт Владимир Луговской пел своим мощным басом старинные песни английских
матросов:

   Прощай, земля! Корабль уходит в море,
   И чайки след остался за кормой..

   По вечерам мы собирались около радио и слушали сводки о боях в Испании.
   Мы  ездили  в  Симеизскую  обсерваторию.  Седой  астроном  показывал  нам
звездное небо - сияние редких и головокружительно далеких огней в необъятных
провалах неба.
   Изредка до Ялты доносилась учебная стрельба кораблей Черноморского флота.
Тогда  вздрагивала  в  графинах  вода,  тихий  гул  перекатывался  по  яйле,
запутывался в сосновой хвое и затихал.
   Ночью в небе рокотали невидимые самолеты.
   Я читал книгу Франко о Сервантесе. Книг было мало, и потому я  прочел  ее
несколько раз.
   В то время четырехлапая свастика начала быстро  расползаться  по  Европе.
Генрих Манн, Эйнштейн, Ремарк, Стефан Цвейг - благородные  люди  Германии  -
покинули  свою  родину,  не  желая  быть  сообщниками  "коричневой  чумы"  и
бесноватого негодяя Гитлера. Изгнанники унесли в своих сердцах непоколебимую
веру в победу гуманизма.
   Гайдар привел в наш дом огромную лохматую овчарку со  смеющимися  желтыми
глазами. Он говорил, что это пастушеская горная собака.
   Гайдар писал тогда самый изумительный свой рассказ - "Голубую  чашку".  И
прикидывался,  что  ничего  не  понимает  в  литературе.  Он  вообще   любил
прикидываться простаком.
   Черное море заунывно шумело по ночам. Шумело оно и днем, но тогда его  не
было так хорошо слышно. Под шум моря было легче писать.
   Вот целый ряд подробностей тогдашней "текущей  жизни".  Из  них  сложился
рассказ "Созвездие Гончих Псов". В этом рассказе вы найдете почти все, о чем
я упоминал выше: сухие  дубовые  листья,  седого  астронома,  гул  канонады,
Сервантеса, людей, непоколебимо верящих в победу гуманизма, горную  овчарку,
ночной полет и многое другое.
   Все это спаяно, конечно, в ином соотношении и вошло в определенный сюжет.
   Когда я писал этот  рассказ,  я  все  время  старался  сохранить  в  себе
ощущение холодного ветра с ночных гор. Это было как бы лейтмотивом рассказа.




      АЛМАЗНЫЙ ЯЗЫК



   Дивишься драгоценности нашего языка  что  ни  звук,  то  и  подарок;  все
зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное  название  еще  драгоценнее
самой вещи.
   Гоголь


      РОДНИК В МЕЛКОЛЕСЬЕ



   Многие русские слова сами по  себе  излучают  поэзию,  подобно  тому  как
драгоценные камни излучают таинственный блеск.
   Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что  любой
физик легко объяснит это явление законами оптики.
   Но  все  же  блеск  камней  вызывает  ощущение   таинственности.   Трудно
примириться с мыслью, что внутри камня,  откуда  льются  сияющие  лучи,  нет
собственного источника света.
   Это относится ко многим камням, даже к такому скромному,  как  аквамарин.
Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли подходящего слова.
   Аквамарин считается по своему имени (аква марин - морская  вода)  камнем,
передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной  его  глубине
есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразие
аквамарина заключается  в  том,  что  он  ярко  освещен  изнутри  совершенно
серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем.
   Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море  с  водой
цвета звезд.
   Очевидно,  эти  цветовые  и  световые  особенности  аквамарина  и  других
драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. Их  красота  нам
все же кажется необъяснимой.
   Сравнительно  легко  объяснить  происхождение  "поэтического   излучения"
многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам  поэтическим  в  том  случае,
когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.
   Но действие самого слова (а не понятия, которое  оно  выражает)  на  наше
воображение, хотя бы, к  примеру,  такого  простого  слова,  как  "зарница",
объяснить гораздо труднее.  Самое  звучание  этого  слова  как  бы  передает
медленный ночной блеск далекой молнии.
   Конечно, это ощущение слов очень субъективно. На нем нельзя настаивать  и
делать его общим правилом. Так я воспринимаю и слышу это слово. Но  я  далек
от мысли навязывать это восприятие другим.
   Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей
природой.
   Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах  и
богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до  косточки"  свой  народ  и
чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
   Для всего, что существует в природе,  -  воды,  воздуха,  неба,  облаков,
солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, -  в
русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
   Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть,
помимо книг таких  знатоков  природы  и  народного  языка,  как  Кайгородов,
Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин  и  многие  другие
писатели, главный и неиссякаемый источник языка - язык самого  народа,  язык
колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников,  охотников,  рыбаков,  старых
рабочих, лесных  объездчиков,  бакенщиков,  кустарей,  сельских  живописцев,
ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.
   Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.
   Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом.  Если  это  верно,  то
прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значение
для разговора о русской речи.
   Шли мы с этим лесником по мелколесью. В незапамятные времена  здесь  было
большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал  только
глубокий,  вековой  мох,  небольшие  окна-колодцы  в  этом  мху  да   обилие
багульника.
   Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В  мелколесье
много прелести. Юные деревца всех пород - ель и  сосна,  осина  и  береза  -
растут дружно и тесно. Там  всегда  светло  и  чисто,  как  в  прибранной  к
празднику крестьянской горнице.
   Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в  этих
местах художник Нестеров нашел черты своего пейзажа. Здесь каждый стебелек и
веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны  и
милы.
   Кое-где  во  мху,  как  я  уже  говорил,  попадались  маленькие   круглые
окна-колодцы. Вода в них казалась  неподвижной.  Но  если  приглядеться,  то
можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и
в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.
   Мы остановились у одного такого оконца и напились  воды.  Она  попахивала
скипидаром.
   - Родник! - сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел  на
дно неистово барахтавшийся жук. - Должно, Волга тоже  начинается  из  такого
оконца?
   - Да, должно быть, - согласился я.
   - Я большой любитель  разбирать  слова,  -  неожиданно  сказал  лесник  и
смущенно усмехнулся. - И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет
к тебе одно слово и не дает покоя.
   Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружье и спросил:
   - Вы, говорят, вроде книги пишете?
   - Да, пишу.
   - Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот  как  ни
прикидываю,  а  редко  какому  слову  найду  объяснение.  Идешь   по   лесу,
перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда  они
взялись? Да ничего не получается.
   Познаний у меня нет. Не обучен. А  бывает,  найдешь  слову  объяснение  и
радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек,  простой
обходчик.
   - А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.
   - Да вот  этот  самый  родник.  Я  это  слово  давно  приметил.  Все  его
обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого,  что  тут  вода  зарождается.
Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку  землю,  через
всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это  складно  выходит,  -  родник,
родина, народ. И все эти слова как бы родия между собой.  Как  бы  родня!  -
повторил он и засмеялся.
   Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.
   Весь многовековый опыт народа,  вся  поэтическая  сторона  его  характера
заключались в этих словах.


      ЯЗЫК И ПРИРОДА



   Я уверен, что для полного овладения русским языком, для  того,  чтобы  не
потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с  простыми
русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами,  старыми  ивами,  с
пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
   Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий.
Случилось и у меня одно такое лето открытий в  лесистой  и  луговой  стороне
Средней России - лето, обильное грозами и радугами.
   Прошло это лето  в  гуле  сосновых  лесов,  журавлиных  криках,  в  белых
громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих  зарослях
таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек  среди  вечереющих
лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый  туман  осторожно  курится
над омутами.
   В это лето я узнал наново - на ощупь, на вкус, на  запах  -  много  слов,
бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше
они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось,  что
в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
   Какие же это слова? Их так много,  что  неизвестно  даже,  с  каких  слов
начинать. Легче всего, пожалуй, с "дождевых".
   Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие,  слепые,  обложные,  грибные,
спорые, дожди, идущие полосами - полосовые, косые, сильные окатные дожди  и,
наконец, ливни (проливни).
   Но одно дело - знать умозрительно, а другое дело - испытать эти дожди  на
себе и понять, что в каждом из них заключена  своя  поэзия,  свои  признаки,
отличные от признаков других дождей.
   Тогда все эти слова, определяющие дожди,  оживают,  крепнут,  наполняются
выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то,  о
чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
   Между прочим, существует  своего  рода  закон  воздействия  писательского
слова на читателя.
   Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он  пишет,  то  и
читатель ничего не увидит за ними.
   Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые  и  порой
даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с  разительной
силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель  хотел
ему передать.
   В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.
   Но вернемся к дождям.
   С ними связано много примет. Солнце  садится  в  тучи,  дым  припадает  к
земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам  петухи,  облака
вытягиваются по небу длинными туманными прядями - все это приметы  дождя.  А
незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание
влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.
   Но вот начинают крапать первые капли.  Народное  слово  "крапать"  хорошо
передает возникновение  дождя,  когда  еще  редкие  капли  оставляют  темные
крапинки на пыльных дорогах и крышах.
   Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает  чудесный  прохладный  запах
земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго.  Его  вытесняет  запах
мокрой травы, особенно крапивы.
   Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он
начинается, всегда называют очень ласково  -  дождиком.  "Дождик  собрался",
"дождик припустил", "дождик траву обмывает".
   Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы  понять,  как  оживает  слово,
когда с  ним  связаны  непосредственные  впечатления,  и  как  это  помогает
писателю безошибочно им пользоваться.
   Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?
   Слово "спорый" означает - быстрый, скорый. Спорый дождь  льется  отвесно,
сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
   Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его  капля  выбивает  в  воде
круглое углубление, маленькую водяную чашу,  подскакивает,  снова  падает  и
несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна  на  дне  этой  водяной
чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
   При этом по всей реке  стоит  стеклянный  звон.  По  высоте  этого  звона
догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
   А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого  дождя
всегда теплые. Он не звенит, а шепчет  что-то  свое,  усыпительное,  и  чуть
заметно возится в кустах, будто трогает  мягкой  лапкой  то  один  лист,  то
другой.
   Лесной перегной и мох впитывают этот  дождь  не  торопясь,  основательно.
Поэтому после него начинают буйно  лезть  грибы  -  липкие  маслята,  желтые
лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.
   Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая
и осторожная рыба - плотва.
   О слепом дожде, идущем при солнце, в народе  говорят:  "Царевна  плачет".
Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же  и
плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице
царевне!
   Можно подолгу следить за игрой света во  время  дождя,  за  разнообразием
звуков - от мерного стука по тесовой крыше и  жидкого  звона  в  водосточной
трубе до сплошного, напряженного гула,  когда  дождь  льет,  как  говорится,
стеной.
   Все это - только ничтожная часть того, что можно сказать о  дожде.  Но  и
этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне  с
кислой гримасой:
   - Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мертвой  природе.
Кроме неприятностей и неудобств, дождь,  конечно,  ничего  не  приносит.  Вы
просто фантазер!


   Сколько превосходных слов существует в русском языке для  так  называемых
небесных явлений!
   Летние грозы проходят над землей и заваливаются  за  горизонт.  В  народе
любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.
   Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом,  то  полыхают  на  черных
тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.
   Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром  перекатывается,  грохочет,
ворчит, рокочет, встряхивает землю.
   Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время грозы ко  мне  в
комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал:
   - Пойдем смотреть грома!
   Он был  прав,  сказав  это  слово  во  множественном  числе:  гроза  была
обложная, и гремело сразу со всех сторон.
   Мальчик сказал "смотреть грома", и  я  вспомнил  слова  из  "Божественной
комедии" Данте о том, что "солнца луч умолк". И  тут  и  там  было  смещение
понятий Но оно придавало резкую выразительность слову.


   Я уже упоминал о зарнице.
   Чаще всего зарницы бывают  в  июле,  когда  созревают  хлеба.  Поэтому  и
существует народное поверие, что зарницы "зарят хлеб",  -  освещают  его  по
ночам - и от этого хлеб наливается быстрее.
   Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово "заря"  -  одно  из
прекраснейших слов русского языка.
   Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе,  чтобы
его можно было прокричать. Потому что  оно  сродни  той  устоявшейся  тишине
ночи, когда над зарослями  деревенского  сада  занимается  чистая  и  слабая
синева. "Развидняет", как говорят об этой поре суток в народе.
   В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда.  Воздух
чист, как родниковая вода.
   В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава
омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за
околицами пастушьи жалейки.
   Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены
ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь.
Восходит солнце.
   Осенние зори иные - хмурые, медленные.  Дню  неохота  просыпаться  -  все
равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь убывающий солнечный свет.
   Все никнет, только человек не сдается. С рассвета уже горят печи в избах,
дым мотается над селами и стелется по земле.  А  потом,  глядишь,  и  ранний
дождь забарабанил по запотевшим стеклам.
   Заря бывает не только утренняя,  но  и  вечерняя.  Мы  часто  путаем  два
понятия - закат солнца и вечернюю зарю.
   Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за  край  земли.  Тогда
она овладевает меркнущим небом, разливает по  нему  множество  красок  -  от
червонного золота до бирюзы - и медленно переходит в  поздние  сумерки  и  в
ночь.
   Кричат в кустах  коростели,  бьют  перепела,  гудит  выпь,  горят  первые
звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.
   Северные белые ночи, летние ночи Ленинграда -  это  непрерывная  вечерняя
заря или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней.
   Никто не сказал об этом с такой пора
Категория: Это интересно | Добавил: alinka-stihi (31 Май 2010)
Просмотров: 3701 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]